Международная научно-практическая конференция "РЕЛИГИЯ И ВЛАСТЬ: Обновленчество в русском православии и религиозный модернизм XIX-XX веков"
13 – 14 июня 2019 г.
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей истории религии
Ассоциация «Российское историческое общество»
АНО «Центр постсоветских исследований и общественного проектирования»
Общество любителей церковной истории
СПб отделение Российского общества интеллектуальной истории
проводят 13 – 14 июня 2019 года в Санкт-Петербурге
международную научно-практическую конференцию
«РЕЛИГИЯ И ВЛАСТЬ: Обновленчество в русском православии и религиозный модернизм XIX-XX веков»
Оргкомитет конференции: директор Государственного музея истории религии Л.А. Мусиенко – председатель оргкомитета; ответственный секретарь отделения ассоциации «Российского исторического общества» в Санкт-Петербурге, к.и.н. Е.Б. Грузнова; главный координатор проектов ассоциации «Российское историческое общество» В.О. Беклямишев; директор АНО «Центр постсоветских исследований и общественного проектирования», заведующий кафедрой новейшей отечественной истории МПГУ, к.и.н. А.Б. Ананченко; председатель Общества любителей церковной истории, к.и.н., И.В. Соловьёв; профессор кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, д.ф.н. Т.В. Чумакова – председатель СПб отделения РОИИ; зам. директора ГМИР по научной работе, к.ф.н. Е.А. Терюкова; ст.н.с. ГМИР А.А. Буров – ответственный секретарь конференции.
История обновленческого раскола в русском православии, представляет собой сложный комплекс проблем. Её изучение связано с необходимостью рассмотрения целого ряда вопросов.
Чем было обновленческое движение в русском православии? В идейном и социально-политическом отношении:
Искренним желанием добиться преобразований в церковной жизни или отражением узкопрофессиональных интересов белого духовенства?
Насколько обновленческий раскол был связан с дореволюционным течением за церковное обновление, шедшим в каноническом русле? Можно ли говорить об идейной связи обновленцев с христианскими социалистами?
Какими определяющими характеристиками можно обозначить раскол? Что было главным в этом течении - желание достигнуть конкордата с властью или стремление к преобразованиям в Церкви, вызванным новыми условиями ее существования? Было ли обновленчество – лишь инструментом антирелигиозной политики советской власти, не имеющим своих собственных целей и задач, или оно являлось реформаторским течением?
В организационном:
Было ли обновленческое движение чем-то однородным или множеством автономных групп?
Какую специфику имели те или иные обновленческие группы и региональные обновленческие объединения?
Можем ли мы с полным основанием говорить о существовании «обновленческой церкви» как организационно оформленной церковной структуры?
В межцерковном и межрелигиозном:
Можно ли усмотреть параллели обновленческому движению в модернистских течениях Римско-Католической и Евангелических церквей, и в других религиях в XIX-XX веках?
Эти и подобные вопросы предлагаются для обсуждения историкам, философам, социологам и религиоведам.