Шаманство у народов Южной Сибири и Забайкалья

Шаманство монгольских и тюркских народов Южной Сибири и Забайкалья (алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы и другие народы) было настолько развитым, что иногда весь комплекс их традиционных религиозных верований называют шаманизмом (Шаманский бубен и колотушка. Алтайцы. Южная Сибирь, Алтай, рубеж XIX-XX вв.; Шаманский бубен. Буряты. Бурят-Монголия. Рубеж XIX-XX вв.).

Длительные культурные контакты коренного населения Южной Сибири и Забайкалья, говорящего на языках тюркской и монгольской языковых семей, послужили причиной появления множества сходных черт в мифологии, религиозных верованиях. Однако есть и существенные различия.

Камы алтае-саянских народов выполняли жреческие функции организаторов и исполнителей молений различным божествам и духам (Шаманский кафтан. Головной убор шамана. Тувинцы. Южная Сибирь, Тува, рубеж XIX-XX вв.). Моления сопровождались камланиями – путешествием шамана к чествуемым божествам с целью умилостивления их, передачи им жертвы и испрашивания различных благ для людей (Каным – божество, покровительствующее охоте, местный хозяин тайги. Северные алтайцы. Южная Сибирь, Алтай, рубеж XIX-XX вв.). В жертву приносили домашних животных – лошадей, овец, коз (Шээре – шаманский жертвенник. Буряты. Бурятская АССР, XX в.). Молились божествам священных гор, тайги, рек и озер с просьбой о благополучии, здоровье, умножении скота. Молились небесным божествам, главой которых считался Ульгень. Небо представлялось многослойным. Каждый слой был обителью того или иного божества или духа - Ульгеня и его сыновей и дочерей. Путешествие шамана на небо считалось наиболее сложным, доступным только сильному, потомственному шаману.

Камлали шаманы и в нижний мир, где сосредоточились злые силы во главе с могущественным Эрликом (Морин-хорьбо – конные трости шамана. Буряты. Сибирь, Забайкалье. Рубеж XIX-XX вв.). Камлали Эрлику обычно при тяжелой болезни. Дорога к Эрлику также считалась очень трудной и опасной, и кам брал с собой многочисленных духов-помощников.

Шаманы алтае-саянских народов занимались также предсказаниями и прорицаниями, участвовали в цикле поминальных обрядов, проводившихся после похорон умершего – в проводах душ умерших в «другую землю» (Изображение духа умершего шамана. Алтайцы. Южная Сибирь, Алтай, рубеж XIX-XX вв.).

Для Южной Сибири и Забайкалья характерно влияние ламаизма (северного буддизма), в разной степени проявившееся у разных народов. У бурят и тувинцев буддизм широко распространен на протяжении нескольких столетий и существует параллельно с шаманством, следствием чего является как усвоение шаманством некоторых черт ламаизма, так и усвоение буддизмом многих черт традиционных верований и обрядов бурят, монголов и тувинцев (Гаруда. Буряты. Бурятская АССР, 1970-е гг.).




возврат к началу экспозиции

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80