|
Из истории пасхальной традиции в России |
Из истории пасхальной традиции в РоссииКрашеное яйцо - один из самых значимых символов православной пасхальной традиции. По преданию, обычай дарить окрашенные яйца связан с Марией Магдалиной, которая впервые поднесла крашеное яйцо римскому императору Тиберию в знак воскресения Христа (Яйцо пасхальное с изображением Воскресения Христова. Московская губерния, 1878 г.). В России (Яйцо пасхальное с изображением герба Российской империи. Россия. XIX в.) в пасхальные дни издавна было принято дарить друг другу красочные яйца с восклицаниями «Христос Воскрес!», поздравлениями и добрыми пожеланиями (этот обычай сохраняется до наших дней). Дарили и обменивались яйцами гусиными, утиными, перепелиными, голубиными, окрашенными в разные цвета или расписанными цветами и узорами (Яйцо пасхальное с цветочной росписью. Россия. XIX в.). Обычай дарить пасхальные яйца соблюдался во всех слоях общества: от крестьянской избы до царских покоев. Известный историк И. Е. Забелин, например, описывая празднование Пасхи при дворе царя Алексея Михайловича (1645 – 1676), сообщает, что государь жаловал красочные яйца представителям духовенства, боярам, окольничим, всем служилым и дворовым людям. За время пасхальных праздников уходило до 37 000 яиц. Расписывали яйца мастера Оружейной палаты. При дворе российских императоров до начала XX в. празднование Пасхи обязательно сопровождалось раздачей даров. О регламенте ежегодных пасхальных поздравлений подробно пишет в своих мемуарах генерал Н. А. Епанчин. В церкви Зимнего дворца император Александр II христосовался (Яйцо пасхальное с вензелем императрицы Александры Федоровны. Кон. XIX – XX в.) и вручал фарфоровые яйца представителям Петербургского гарнизона, военно-учебных заведений, всех гвардейских полков, в том числе командирам каждой роты, фельдфебелям, унтер-офицерам, рядовым, а также духовенству, певчим и придворной прислуге. Всех насчитывалось несколько тысяч человек. Если присутствовала на церемонии императрица, то каждый после христосования с государем целовал ей руку и также получал от неё яйцо. В годы царствования Александра III и Николая II на Императорском фарфоровом заводе изготавливали яйца с изображением короны с вензелем правящих монархов. Рисунок вензеля, форма короны на пасхальных яйцах в точности копировали металлический вензель погон. Для фона использовалась одна цветовая гамма (красная или синяя), изображались вензеля с короной и на белом фоне в обрамлении цветочных гирлянд и орнамента. Расписывались вензеля тонированным золотом разных оттенков. Такие яйца изготавливались в строго определённом количестве и считались не просто пасхальными, а личным подарком императора или императрицы (Яйцо пасхальное с изображением императорской короны и вензелем МН. Россия, кон. XIX – нач. XX в.). На рубеже XIX - XX вв. в большом количестве изготавливались пасхальные яйца с цветным фоном, украшенным букетами и отдельными цветами для императрицы Марии Федоровны. Так, в 1898 году она заказывает сверх обычного количества ещё 600 яиц с цветочным рисунком (Яйцо пасхальное с вензелем императрицы Марии Федоровны. 1890-е гг.). Нелёгкая и долгая церемония продолжалась не один час, «...но это был долг, который был обязателен для Их Величеств». Николай II выполнял эту обязанность и в 1917 г. после отречения от престола (Яйцо пасхальное с вензелем императора Николая II под императорской короной. 1912 г.). Другие темы раздела экспозициивозврат к началу экспозиции |